Цена продажи бизнеса.
Когда бы вы ни обсуждали вопрос цены, наилучшей тактикой торга всегда является дать возможность собеседнику назвать цену первым. Как только вы услышите его цену, принимая во внимание другие факторы, вы поймете тот минимум или максимум, который продавец или покупатель могут себе позволить. Однако в вашем случае, цена бизнеса уже является частью предложения, с которым вы выходите на рынок, и поэтому вам надо быть готовым к ее серьезному уменьшению.
Любой опытный покупатель знает, что указанная вами цена не окончательна и является предметом торга. Единственное чего он не знает, это насколько вы готовы упасть в цене. Если дать ему понять, что стоимость вашего бизнеса была рассчитана исходя из общепринятых стандартов, и вы можете аргументировать эту стоимость (бизнес-планом, расчетами, отчетом оценщика), то он достаточно серьезно отнесется к предложенной вами начальной цене. Его первое предложение в этом случае будет близко к начальной цене, конечно меньше, но не более чем на 20%, или около того. Не удивляйтесь, если вы будете получать предложения с ценой вдвое меньше вашей. Есть разные типы покупателей и среди них есть те, кто не прочь купить активы за бесценок у обескураженного или, точнее сказать, смятенного собственника. Однако и большая часть нормальных покупателей также не против того, чтобы предварительно прощупать продавца на предмет его гибкости к условиям и цене. Будьте к этому готовы. Отвечайте на каждое предложение с достоинством, и не стоит сердиться на тех, чьи предложения совсем далеки от реальности.
В любом случае будьте неторопливы, серьезны и общайтесь подолгу со всеми, кто может предложить приемлемую цену. Спешка же продавца, его излишняя уступчивость или готовность быстро избавиться от актива может испугать любого инвестора.
|