Как донести до потенциального покупателя информацию о продаже моего бизнеса?
Если вы не нашли покупателя среди членов семьи или знакомых, вам необходимо задаться вопросом, о том как же найти покупателей.
Вы можете начать самостоятельно поместить информацию о продаже в местных газетах. Также вы можете сделать рассылку предложения о продаже вашим конкурентам и контрагентам.
В действительности, данный шаг означает, что о продаже бизнеса скорее всего узнают ваши сотрудники, в том числе ключевые сотрудники, которые могут начать искать другую работу. Ваши контрагенты могут начать поиск другого поставщика или заказчика. Деятельность компании уже может быть нарушена, а ведь вы еще и не приступали к переговорам. Чтобы этого избежать, постарайтесь сохранить в тайне ваши планы как можно дольше и привлекать к продаже бизнеса как можно меньшее количество людей.
Вы можете воспользоваться одним из преимуществ обращения к брокеру - брокер осведомлен о потребностях покупателей и брокеров в различных регионах, а также имеет возможность распространить информацию о продаже бизнеса по профессиональным каналам.
Также разумным будет размещать неполную информацию об активе с сохранением анонимности контактных данных, либо размещать эту информацию через брокера.
Посредник также может помочь в работе с запросами потенциальных покупателей, отфильтровать тех, кто не имеет возможности или реального намерения приобрести бизнес и составить, таким образом, для вас «отфильтрованный» список покупателей, с которыми можно начать согласовывать условия сделки.
Инвестиционный меморандум.
Одним из лучших инструментов продажи бизнеса является инвестиционный меморандум. Фактически это бизнес-план в ретроспективе. Меморандум должен преподносить всю важную информацию о вашем бизнесе: описание товаров и услуг, конкурентов, рынка и все прочее, что может охарактеризовать ваш бизнес с хорошей стороны.
Фактически, инвестиционный меморандум содержит те же самые элементы, что и грамотно составленный бизнес-план. Меморандум следует начать с краткого вводного описания, в котором вы описываете, что вы хотите продать. Покупателю всегда важно знать, почему вы продаете именно этот бизнес, поэтому готовый ответ на все подобные вопросы будет для него хорошим знаком.
Далее, вам необходимо привести факты об:
- истории компании, ее структуре и деятельности;
- стоимость бизнеса и другие ваши условия;
- отрасль, рынок и производимые товары или услуги;
- сотрудники;
- движимое и недвижимое имущество;
- текущую и прогнозную финансовую отчетность;
- любую другую информацию, которая рассказывает о бизнесе и его преимуществах.
Не забывайте также о том, что информация может попасть в руки ваших конкурентов, поэтому избегайте раскрытия фактов, которыми не следовало бы с ними делится, однако и не делайте особой тайны из каждого факта.
Ваш инвестиционный меморандум это по существу маркетинговый инструмент, который поможет вам продвигать ваш бизнес как актив на рынке готового бизнеса и подобных активов. Избегайте размещение некорректной, преувеличенной или даже ложной информации, поскольку любая информация обязательно будет проверена и вы только потеряете время и уважение партнеров, если информация в вашем меморандуме будет неточно отражать действительность.
Не пытайтесь скрыть проблемы, если они есть. Сокрытие проблем, может быть, поможет поднять ценник, однако в случае их обнаружения, потенциальный покупатель не поверит больше ни единому вашему слову. Напротив, постарайтесь кратко описать существующие проблемы и приведите возможные пути их решения. Например, если доходы бизнеса в текущем году упали, а продуманная рекламная компания может их существенно увеличить, напишите об этом в меморандуме.
Не показывайте ваш инвестиционный меморандум всем желающим. Большинству будет достаточно его вводной части о том, что, где и почему продается. Выделите тех заинтересовавшихся лиц, кто, как вам кажется, мог бы стать реальным покупателем, и проведите с каждым из них личную встречу, где вы можете показать данный меморандум и привести свои устные комментарии.
|